Трехлетний ребенок уже осознал себя, как отдельную личность и постепенно проявляет себя в мире все ярче, ожидая ответной реакции от окружающих. Эти изменения иногда приводят к конфликту со взрослыми, если стиль воспитания не соответствует потребностям ребенка. В этом возрасте дети многое могут и умеют, и их потенциал растет с каждым днем.
Кризис трех лет
Трехлетний ребенок не только обладает волей и желаниями, но и стремится эти желания реализовать. Изменения, о которых свидетельствует кризис, переживаемый детьми в три года, происходят с любым ребенком, если его развитие в норме. Негативные проявления заметны не у всех детей, и их отсутствие говорит о том, что родители помогли удовлетвориться возникшим волевым проявлениям и потребности в самостоятельности. Малышу необходимо занять определенное место в семье, выполнять посильные обязанности, чувствуя, что окружающие принимают его как значимую самостоятельную личность. Да, малыш многое не может сделать сам, но чувствует веру в себя и поддержку.
Общение
Трехлетний ребенок не просто оперирует сложными словесными конструкциями, он прекрасный собеседник. В разгаре период словотворчества, он изнутри постигает природу языка, пытаясь строить по уже усвоенной схеме неологизмы и сложные речевые периоды. Он активное обогащает свой словарь, слушая сказки, песенки, стихотворения и, конечно, разговаривая со взрослыми. Простое наименование его уже не устраивает, он анализирует события и пытается разобраться в смысле явлений, задавая вопросы. Внимательное отношение к бесчисленным «почему» и «зачем» поможет закрепиться такому бесценному приобретению раннего детства как познавательная активность. В три года начинает появляться интерес к общению с другими детьми. Конфликты между малышами неизбежны, ведь до шести лет ребенок не может поставить себя на место другого человека. Но дозированное взаимодействие, происходящее при чутком участии взрослого, приносит детям радость и умение придерживаться определенных норм поведения. Ребенок расширяет свой круг общения и впускает в него своих первых друзей, вспоминая о них и ожидая новой встречи.
Владение своим телом
К трем годам развитие крупной моторики позволяет ребенку самостоятельно доставать предметы, бегать, прыгать, лазать, ловко преодолевать небольшие препятствия вроде бревна или бордюра. Трехлетние дети в состоянии удерживать равновесие и выполнять сложную последовательность действий, требующую ориентировки в пространстве и координации. Им под силу многое: управление трехколесным велосипедом и самокатом, запуск инерционных механических игрушек и игра в детский боулинг, занятия плаванием. Они уже лучше контролируют себя, полностью справляются с «горшочными» делами, самостоятельно могут придвинуть стул, чтобы достать нужную вещь. Свободно управляя свои телом, дети постоянно экспериментируют, то шаркая ногами, то играя в догонялки, осваивая новые «трюки» на лесенках и кольцах или строя гримасы перед зеркалом. Иногда ребенок исследует возможности голоса, монотонно скандируя один и тот же слог то на высоком, то на низком тоне.
Взаимодействие с предметами
Каждый предмет для трехлетнего ребенка новая ступенька в его развитии. Он не только играет с ним, но, четко зная его функцию, стремится использовать на должном уровне, как «большой». Многие малыши в возрасте трех лет могут расстегнуть и застегнуть молнию, самостоятельно раздеваются, могут одеть простые вещи. Совершенствуется мелкая моторика. Трехлетки могут пользоваться ножницами, рисуют не только замкнутую окружность, но и головоногов или машины, а в лепке могут скатать шарик, колбаску, отщипнуть и вытянуть пластилин. Они в состоянии собирать пазлы и мозаику, делать постройки из конструктора. Им по силам вырезать формочкой печенье, раскатывать тесто, подметать или резать безопасным ножом овощи. Самое главное – не ограничивать малыша, и он будет с удовольствием осваивать новые предметы.
Сюжетно-ролевая игра и развитие воображения
В три года у ребенка начинает бурно развиваться фантазия. Он не просто повторяет игровые действия, но и сам придумывает различные ситуации, примеряя на себя различные роли и детализируя их. Ребенок может сам моделировать сказочные сюжеты, рассказывать небылицы или придумывать то, чего с ним никогда не случалось. В игре ребенок проверяет на себе различные модели поведения и сюжеты, получая бесценный опыт мышления. И если малыш не слышит «не сочиняй!» и «не выдумывай!», маленький фантазер перенесет творческое начало во все сферы жизни, что в будущем поможет ему принимать неординарные решения.
Логика и мышление
Трехлетний малыш не только закрепляет функции за предметами и явлениями, но и выстраивает определенные логические цепочки. Он запоминает последовательность действий и событий, может провести параллели между вещами. Если скоро предстоит ложиться спать, ребенок вспоминает о купании, знает, что когда начинает темнеть, пора идти домой. Может выделить самый большой и самый маленький предмет, различает цвета, может сказать, где живет какое животное, и что на картинке изображено неправильно. Он группирует предметы по определенному признаку, сортирует их, а также может научиться различать правую и левую руку. Логическое мышление развивается в процессе предметного взаимодействия, так что механическое запоминание цифр никак не связано с логикой и ощущением количества.
Юлия Макеева
Нет отзывов к этой записи